21 декабря 1994 года N 68-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Принят
Государственной Думой
11 ноября 1994 года
(в ред.
Федерального закона от 28.10.2002 N 129-ФЗ)
Настоящий
Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно -
правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации
(далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в
пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и
социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории)
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее -
чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального
закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно -
правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии,
опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей
или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных
ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных
на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций,
а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
- это аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые при
возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде
и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций,
прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это
территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Законодательство Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Цели настоящего Федерального
закона
Целями настоящего Федерального
закона являются:
предупреждение возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь
от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в
части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий,
пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом
не регулируются.
Статья 4. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления,
силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
являются:
разработка и реализация правовых
и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно -
технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и
повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к
действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача
информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка
социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной
экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по
социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение
гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц,
непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и
средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также
иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Статья 5. Определение границ зон
чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций
определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных
ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию
с исполнительными органами государственной власти и органами местного
самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Статья 6. Гласность и информация в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также
сведения о радиационной, химической, медико - биологической, взрывной, пожарной и экологической
безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в
этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация
организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через
средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их
безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и
способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное
представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за
собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения,
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на
предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение
размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление
мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из
принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования
имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
осуществляется силами и средствами организаций, органов местного
самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных
сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке
привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Статья 8. Полномочия Президента
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Президент Российской Федерации:
а) определяет в соответствии со
статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные
направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Совета
Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения
по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по
вопросам преодоления их последствий;
в) вводит при чрезвычайных
ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации
при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным
законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение;
г) принимает решение о
привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Статья 9. Полномочия Федерального
Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Федеральное Собрание Российской
Федерации:
а) обеспечивает единообразие в
законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные
ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
в) проводит парламентские
слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Полномочия Правительства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Правительство Российской
Федерации:
а) издает на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных
актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их
исполнение;
б) организует проведение научных
исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку и обеспечивает
выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) определяет задачи, функции,
порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной
власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д)
обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования
указанных резервов;
е) устанавливает и контролирует
процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования
радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых
мер безопасности;
ж) устанавливает классификацию
чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной
власти по их ликвидации;
з)
принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных
ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;
и) определяет порядок привлечения
Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
к) определяет порядок сбора
информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами
государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными
на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Статья 11. Полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с
федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и
содержание в готовности необходимых сил и средств для
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении
эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их
проведение;
г) осуществляют в установленном
порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д)
организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а
также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при
недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской
Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование
мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з)
содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления
самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и
содержание в готовности необходимых сил и средств для
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении
эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном
порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование
мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д)
создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно
- спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный
порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
ж) содействуют устойчивому
функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з)
создают при органах местного самоуправления постоянно
действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 12. Федеральный орган
исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления
государственного управления и координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти. Указанный федеральный орган создает подведомственные ему
территориальные органы.
Статья 13. Обязанности федеральных
органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
1. Федеральные органы
исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях
экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы
исполнительной власти:
а) по отношению к
подведомственным организациям:
разрабатывают и осуществляют
организационные и инженерно - технические мероприятия по повышению устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
утверждают и издают в
соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила
безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также
правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают разработку и
реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико -
биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также
соблюдение норм и правил инженерно - технических мероприятий гражданской
обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов
производственного и социального назначения;
финансируют и обеспечивают
мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно -
спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
организуют и обеспечивают
проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских, испытательных
и проектных работ по проблемам безопасности;
б) по отношению к иным
организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое
руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных
ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до
сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников
организаций и населения.
3. Руководители федеральных
органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством
Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными
органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы
исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им
ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы
исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в
установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Обязанности организаций в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять
необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных
объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить
мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и
обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание,
подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников
организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; (пп. "в" в ред.
Федерального закона от 28.10.2002 N 129-ФЗ)
г) создавать и поддерживать в
постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д)
обеспечивать организацию и проведение аварийно - спасательных и других
неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального
назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по
защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з)
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций
об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Статья 15. Участие общественных
объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут
участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и
со своими уставами.
Общественные объединения,
участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством
соответствующих органов управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов
общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией
размещения, питания, оплаты труда, материально - технического, медицинского и
других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных
ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку,
подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных
ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Применение сил и средств
органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов
Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных
ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов
внутренних дел субъектов Российской Федерации применяются в соответствии с задачами,
возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Статья 18. Права граждан Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации
имеют право:
на защиту жизни, здоровья и
личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами
ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций,
предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске,
которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории
страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также
направлять в государственные органы и органы местного самоуправления
индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном
порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба,
причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное
социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их
здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в
случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным
при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых
наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по
случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания,
полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или
умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению
человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия
государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот,
предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации
обязаны:
соблюдать законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в
быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений
производственной и технологической дисциплины, требований экологической
безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и
индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и
практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила
поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать
содействие в проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ.
Статья 20. Подготовка населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской
Федерации.
Подготовка населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в
образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Руководители и другие работники
органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций
проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего
профессионального и высшего профессионального
образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной
ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и
непосредственно по месту работы. (часть третья в ред. Федерального закона от
28.10.2002 N 129-ФЗ)
Статья 21. Пропаганда знаний в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда
знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными
объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения
людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями.
Для пропаганды знаний в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться
средства массовой информации.
Статья 22. Финансирование целевых
программ
Финансирование целевых программ
по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению
устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Статья 23. Финансирование органов
управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности
постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 24. Финансирование мероприятий по
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по
ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций,
находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов
исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других
источников.
При отсутствии или
недостаточности указанных средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства
Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
Статья 25. Создание и использование
резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Резервы финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях
экстренного привлечения необходимых средств в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи
резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов
определяются законодательством Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
Статья 26. Государственная экспертиза в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственная
экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам
производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть
источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки
и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и
правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В случае
необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по
объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут
быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными
объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных
экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 27. Надзор и контроль в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный
надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую
государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в
целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения.
Государственный надзор и контроль
в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 28. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или
недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и
предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите
жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные
лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско -
правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и
гражданско - правовую ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 29. Международные договоры
Российской Федерации
Если международными договорами
Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в
законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров
Российской Федерации.
Статья 30. Вступление настоящего
Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных
правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные акты Президента
Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской
Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов
местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным
законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской
Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении
законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
21 декабря 1994 года
N 68-ФЗ